Контрольные точки и датчики
Для задания контрольного режима и его оценки нужно иметь контрольные точки, в которые вводят испытательные воздействия и снимают ответные сигналы. Для этого в объекте контроля предусматривают выводы от контрольных точек на соответствующие разъемы, которые соединены жгутами с системой автоматического контроля. Правильный выбор необходимого количества контрольных точек возможен только в том случае, если проектировщики бортовых систем хорошо знакомы с принципами и конкретными способами автоматизации проверок, а проектировщики систем автоматического контроля — с устройством и летными характеристиками летательного аппарата, для которого они разрабатывают систему автоматического контроля. При сокращении количества контрольных точек и датчиков, неизбежно сокращают количество вводимых контрольных режимов, а следовательно, и количество проверок. Таким образом, упрощение системы автоматического контроля возможно, однако при этом страдают качество и глубина проверки. Особенно необходимо иметь достаточное количество контрольных точек для автоматического поиска отказов и определения места отказов в функциональной группе или в подходящем к нему кабеле. Для решения этой задачи потребуется сделать выводы от всех контактов разъемных коробок. Поскольку вывод такого количества контрольных точек практически невозможен, то при назначений контрольных точек находят оптимальное решение При выборе контрольных точек необходимо учитывать влияние подключаемых к этим точкам нагрузок на работу объектов контроля и согласовывать нагрузки с их возможностями. Монтаж проводов от контрольных точек выполняют таким образом, чтобы не снижалась надежность и не появлялись наводки, мешающие нормальной работе объекта контроля в полете.
Обычно при проверке сложных систем оказывается необходимым отключать перекрестные связи между различными частями объекта контроля, которые могут помешать правильной оценке его работоспособности за счет трудно учитываемых взаимовлияний. Для этого при назначении контрольных точек применяют встроенные в систему автоматического контроля (САК) приспособления для разрыва перекрестных связей, что возможно только при решении вопросов автоматизации проверок еще на стадии разработки объекта контроля. Применение встроенных приспособлений для разрыва перекрестных связей на время проверки уже используется в некоторых образцах систем автоматического контроля. Однако всякая коммутация цепей, вводимая для обеспечения возможности автоматизированной проверки, нежелательна с точки зрения надежности работы объекта контроля в нормальных режимах. По этой причине для проверки применяют встроенные приспособления, работа которых не связана с каким-либо разрывом проверяемых цепей.
Кроме встроенных устройств для коммутации и приспособлений для задания контрольных режимов без коммутации, при разработке объекта автоматизированного контроля предусматриваются встроенные датчики для преобразования неэлектрических параметров в электрические сигналы.
На выбор контрольных режимов и контрольных точек непосредственно влияют некоторые принципы построения объекта контроля. В частности, отмечалось, что применение систем е тройным и большим резервированием, в которых предусматривается замер реакций отдельных подсистем и отключение отказавших подсистем, упрощает решение вопросов автоматической проверки, так как часть необходимых функций системы автоматизированного контроля выполняется в объекте контроля. Автоматизация проверок значительно упрощается при применении бортовых цифровых вычислительных машин, которые выполняют операции управления, измерения и сравнения.
Таким образом, вопросы выбора контрольных точек и датчиков имеют большое значение, так как от их решения зависит в некоторой степени нс только выбор контрольных режимов и соответствующего этим режимам оборудования САК. ко и решение проблемы автоматизации проверок в целом, включая сюда и поиск отказов, и прогнозирование надежности.